Аналитика

15.07.2013

Ежемесячно каждая семья получает квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эффективность рекламного обращения на квитанции очень высока, ведь многие хранят платежные документы в течение долгого времени. Рекламное сообщение просматривают не только получатели квитанций, но и работники обслуживающих организаций, почты и банка.

Давайте разберемся, когда размещение рекламы на квитанции законно?

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе").

В соответствии с п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. В п.69 указанных правил перечисляется, что должно указываться в данном платежном документе. Кроме информации о начислениях там могут содержаться другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы. В договоре управления, заключенном между собственником помещения и управляющей организацией, должна быть предусмотрена возможность размещения рекламы на платежном документе. Данное положение можно прописать, например, таким образом: «Платежный документ может содержать информационную и рекламную часть в интересах потребителей, Управляющей организации и иных лиц».

В случае, когда договором с потребителем не предусмотрено размещение рекламы на квитанции, важно в договоре на размещение рекламы указывать, что реклама размещается не на платежном документе, а на оборотной стороне платежного документа. Если в договоре с рекламодателем будет указано, что реклама размещается на квитанциях, а согласия собственников на это не получено – суды признают незаконной размещение рекламы, как противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг.

Чаще всего платежный документ – это бумажный носитель (такая форма рекомендуется Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 №454). Вместе с тем, договором или любым письменным соглашением между потребителями услуг и организацией, производящей расчеты, может быть согласована иная форма представления потребителю платежного документа. К иным способам относятся: возможность печати платежного документа самостоятельно потребителем с использованием доступа в личный кабинет на интернет-портале; представление платежного документа по адресу электронной почты потребителя услуг; возможность печати платежного документа посредством информационных терминалов и др. Размещение рекламы возможно в любом из вышеуказанных случаев, однако разместить информацию на обратной стороне платежного документа можно только в том случае, если квитанция напечатана на бумажном носителе.

Доход от размещения такой рекламы поступает в управляющую организацию.

По мнению Минфина России, информация, размещаемая на квитанциях по оплате коммунальных услуг, адресована не неопределенному кругу лиц, а конкретным лицам, указанным в данных квитанциях. Следовательно, распространяемая таким образом информация рекламой не является и затраты организации, связанные с ее размещением, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 10.09.2007 N 03-03-06/1/655). Однако стоит учесть, что Федеральный закон «О рекламе» говорит, что признаком рекламной информации является отсутствие в самой рекламе указания на конкретное лицо, для которого эта реклама создана. Конечно, в случае размещения рекламы на платежном документе, нет никаких указаний о том, на кого направлена реклама. Организации не важно, кому именно поступит данная квитанция, так как она готова заключить договор с любым лицом, откликнувшимся на указанную информацию, а не только с непосредственным получателем квитанции. Также стоит учесть, что платежный документ с напечатанной на нем рекламой может попасть не только в руки собственника, но и любого человека, а также служащего почты, банка или работника управляющей организации. С учетом вышеизложенного, налоговые органы признают распространение информации на платежных документах рекламой. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается любая прибыль, полученная налогоплательщиком, в том числе, прибыль от размещения рекламы (статья 247 Налогового Кодекса РФ). Неуплата управляющей организацией налогов от дохода может грозить серьезными штрафами. 


назад к списку аналитики »