Фонд ЖКХ активно поддерживает создание региональных центров общественного контроля в ЖКХ

20.03.2013

Мониторинг выполнения программ Фонда, проверки с участием работников прокуратуры, реагирование на жалобы граждан по линиям обратной связи уже стали неотъемлемой частью функционарования жилищно-коммунальной отрасли. Такие меры помогают выявлять уже свершившиеся нарушения. Однако изменения в Федеральном законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (185-ФЗ) требуют действий на опережение, поскольку за сравнительно короткий срок - в ближайшие три года - госкорпорации необходимо осуществить софинансирование региональных программ переселения из аварийного жилья, капитального ремонта многоквартирных домов и модернизации систем коммунальной инфраструктуры на весьма значительную сумму – 159,66 млрд. рублей, а с учетом софинансирования субъектов Российской Федерации и собственников жилья – 432,8 млрд. рублей. В таких условиях помощь общественности просто неоценима. Поэтому Фонд ЖКХ активно поддерживает создание региональных Центров общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере.

Так, для участия в проверочных мероприятиях, проходивших с 11 по 14 марта 2013 года в Рязанской области, в состав рабочей группы Фонда была включена руководитель «Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. А ранее, 25 февраля, Светлана Развортнева также принимала участие в проверке выполнения адресных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья в Республике Адыгея.

По итогам этих проверок в региональных правительствах состоялись совещания, в ходе которых обсуждался вопрос создания в Рязанской области и Республике Адыгея региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ.

Как отметила Светлана Разворотнева, привлечение общественных контролеров к участию в мониторинговых мероприятиях становится повседневной практикой.

- Особое значение это имеет в случаях внеплановых проверок – по жалобам граждан, как это получилось 13 февраля в Республике Бурятия, где к контролю за исправлением недостатков, допущенных при строительстве домов в поселке Саган-Нур, подключился Региональный центр по контролю в ЖКХ, - подчеркнула Светлана Разворотнева. – Повышенное внимание общественности влияет на активность региональных и муниципальных чиновников, вынуждает подрядчиков оперативнее устранять недостатки. Есть скептики, которые утверждают, что общественные контролеры будут только мешать органам власти осуществлять возложенные на них функции. Однако пример проверки в Бурятии свидетельствует, что органы власти и представители общественности могут эффективно взаимодействовать в вопросах осуществления контроля за качеством строительства. Особо отмечу, что, возможно, если бы это началось раньше, многих проблем удалось бы избежать. Ведь еще на стадии проектирования зданий бурятские общественники указывали на дефекты проекта, однако региональные строители к ним тогда не прислушались, - подчеркнула Светлана Разворотнева.

Еще одна важная форма осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ – широкое общественное обсуждение острых проблем, волнующих граждан и формирование путей их решения. Так, в частности, Центры общественного контроля активно включились в мониторинг ситуации, связанной с незапланированным ростом коммунальных платежей в начале 2013 года. Как выяснилось, повышение было связано, главным образом, с введением в действие новых Правил предоставления коммунальных услуг, в результате которых в платежке появилась новая графа – расходы на общедомовые нужды. Злоупотреблениям и проблемам в начислении платежей за содержание общего имущества были посвящены общественные слушания, прошедшие в республике Карелия 13 марта 2013 года. По итогам слушаний был сформулирован целый ряд предложений к региональным и федеральным законодателям. Некоторые из них Светлана Разворотнева озвучила уже в ходе проходившего 14 марта Всероссийского совещания работников ЖКХ, на котором присутствовали как представители профильного министерства, так и Государственной Думы. Однако множество проблем в начислении платежей связано с нарушением закона. Объединившаяся вокруг Карельского центра общественного контроля группа активистов – представителей ТСЖ и советов домов приняла решение наметить совместный план действий по борьбе с такими злоупотреблениями и помочь гражданам бороться с ними.

Руководитель Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства напомнила, что с 1 марта 2013 года начал работу сайт «ЖКХ Контроль» (http://gkhkontrol.ru/). Это уникальный интернет-портал: он является не только информационным ресурсом, но и «коллективным организатором», выстраивающим эффективную систему общественного контроля и жилищного просвещения по всей стране. С одной стороны, это общая «приемная» региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Любой гражданин, у которого есть вопросы или жалобы на качество услуг ЖКХ, сможет получить с помощью интернет-портала исчерпывающую информацию о своих правах и действующих нормативах, ему расскажут, как должны оказываться услуги в соответствии с законом. Общественники в субъектах возьмут на себя контроль за устранением нарушений, а граждане смогут быстро узнать – на какой стадии рассмотрения находятся их жалобы, какие меры приняты. С другой стороны, сайт станет инструментом взаимодействия региональных центров общественного контроля. С его помощью будет происходить обмен опытом между общественниками различных регионов, формироваться статистика по количеству и темам обращений в различных субъектах РФ, обсуждаться проекты законов и нормативных актов, наиболее резонансные темы ЖКХ.

Сегодня появляется немало ресурсов, на которых размещается информация по жилищным и коммунальным вопросам, принимаются жалобы граждан. Некоторые субъекты Российской Федерации вносят поправки в местное законодательство, расширяющие полномочия региональных органов жилищного надзора и муниципального контроля. Другие вводят в действие на своих территориях институты уполномоченного по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, так называемых «коммунальных омбудсменов». Растет и множится численность «горячих линий» и «палат доверия», куда можно обратиться по проблемам и вопросам жилищно-коммунальной сферы.

- В условиях, когда большинство квартир находится в частной собственности, а их владельцы смутно представляют себе свои права и обязанности, любой инструмент правовой помощи и просвещения граждан является востребованным, - считает Светлана Разворотнева. – Однако крайне важно, чтобы все эти новшества не оказались фикцией. Мы будем выявлять случаи, когда борьба за соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на самом деле является просто имитацией бурной деятельности чиновников. Надо избавляться от всего наносного, «показушного». Важен результат, выраженный не в количестве задекларированных механизмов, а в реальной действенности общественного контроля.

http://www.gkh.ru/about/news/85454/


назад к списку новостей »