ЖКХ можно сделать доходным

19.01.2012

Отчего растут тарифы на коммунальные услуги? В какие дома переезжают из ветхого жилья? Можно ли найти управу на жуликоватые управляющие компании? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин ЦИЦИН.
 
– Ваш фонд должен был завершить работу в 2011-м, но его деятельность продлили ещё на четыре года. Не справляетесь? Или в стране слишком много аварийного жилья?
 
– К сожалению, его количество не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Если в 2007 году, когда фонд приступил к работе, для переселения требовалось около семи миллионов квадратных метров, то в 2010-м – уже более 10 миллионов. Но мы не стоим на месте. Благодаря адресной региональной программе около трёхсот тысяч человек стали новосёлами. Причём они переехали из аварийного в качественное современное жилье. Фонд серьёзно относится к внедрению ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий.
 
– То есть дома уже выше среднего уровня?

– Строительство таких домов, конечно же, дороже, чем обычных, но затраты оправданы. Инфраструктура ЖКХ в её нынешнем виде, к сожалению, далека от оптимального расхода энергоресурсов. Если говорить упрощённо, мы тратим слишком много, чтобы получить слишком мало. «Расточительство» оборачивается высокими тарифами на электричество, отопление, горячую и холодную воду, а также газ. Современные технологии позволяют экономить на оплате коммунальных услуг от 30 до 70%. Простой пример: полимерная краска, которая наносится на трубы горячего отопления, значительно сберегает тепло. Два слоя уменьшают его потери вдвое. Существует такая же полимерная краска для фасадов домов, а также новые мембранные покрытия, удерживающие тепло. Сегодня уже в семи регионах построены дома с возобновляемыми источниками энергии. Это солнечные батареи и коллекторы, тепловые насосы, светодиодные лампы. Даже на вечной мерзлоте, в Якутии построили такой дом. Если продолжить тему инноваций, то в соответствии с требованиями федерального закона №261 капремонт теперь должен проводиться с учётом энергоэффективности и ресурсосбережения. С 1 января 2012 года при проведении любого ремонта, например, коммуникаций, крыши или лифта, обязательно требуется установка приборов учёта на свет, тепло, воду и газ.
 
– Как фонд планирует распределить 22 миллиарда рублей, выделенных правительством на реформу ЖКХ?

– Как ни странно это прозвучит, главная проблема не в финансах, а в активности регионов. Если треть из них практически вовремя закрывает контракты по строительству домов, то другая треть относится к этому спустя рукава. В 2011 году на строительстве нового жилья не освоено более двух миллиардов рублей. Деньги на переселение из аварийного жилья возвращены в Фонд ЖКХ, десяткам регионов приостановлена финансовая поддержка. Причём многие из них лидируют по количеству аварийного жилья.
 
– Что же они – враги себе? Может, существуют особые требования для получения денег?

– Задача фонда не только в расселении аварийного жилья, но и в запуске процесса капремонта и реформирования ЖКХ. Учитывая, что собственных средств на масштабные преобразования в регионах не хватает, фонд предоставляет деньги на безвозмездной основе при условии, что получить финансовую помощь могут только там, где активно создаются товарищества собственников жилья, значительная часть ЖКХ находится в частной собственности.

– Но ведь с управляющими компаниями столько споров, конфликтов… Неудивительно, что жильцы, а соответственно, и местные власти пытаются оттянуть этот процесс, насколько возможно.
 
– Конфликты связаны прежде всего с правовой неурегулированностью рынка ЖКХ, которую вовсю используют мошенники. Только по программам фонда возбуждено более 200 уголовных дел на сумму почти восемь миллиардов рублей. О чём это говорит? Жители должны активнее отстаивать свои интересы – например, через объединения граждан, общественный народный контроль.
А для управляющих компаний сегодня нет лучшего механизма, чем институт саморегулирования. СРО борются за потребителей своих услуг, следовательно, отвечают за свою работу, понимая, что иначе им придется уйти с рынка.
 
– Не тормозят ли реформу цены на услуги ЖКХ? Почему они такие высокие при том, что трубы не меняют, дома не ремонтируют?
 
– Начинать надо с частностей. Я у людей спрашиваю: знают ли они, за что платят. Большинство отвечают, что не вникают и не хотят этого делать. Другие пытались разобраться, но по тем бумагам, что получили, ничего не поняли. Информацию обязаны предоставлять управляющие компании, но найти её практически невозможно. Когда интересуюсь у мэров городов о том, разместили ли у себя на сайтах информацию об управляющих компаниях, о тарифах, жилищных услугах и ценах на них, слышу, как правило, отрицательный ответ. Неужели трудно это сделать? Есть поручение федерального правительства, чтобы все управляющие компании на едином сервере размещали свою информацию, чтобы жильцам было видно, за что платят. На нашем сайте можно проверить правильность начисления платежей в любом регионе, местности России.
Кстати, по поправкам, предложенным в Жилищный кодекс РФ, теперь муниципалитеты обязаны контролировать управляющие компании и, например, по обращению собственников, отстранять недобросовестные фирмы от деятельности. Тем более что основные споры вокруг тарифов. На мой взгляд, правильнее их зафиксировать в рамках трёхлетнего бюджета на уровне 2012 года. Это дало бы приток инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, позволило реформировать отрасль, на базе современных технологий сделать её доходной.
 
– А тарифы в таком случае не вырастут до заоблачных высот?
 
– Задача стимулирования притока инвестиций как раз в том, чтобы тарифы не повышать, а снижать. Исторически сложилось так, что инфраструктура коммунальных услуг: газ, электричество, теплоснабжение – принадлежит монополистам. Они сами вряд ли способны следить за эффективностью использования сетей. Но для частных компаний, взявших инфраструктуру в аренду, от этого напрямую зависят доходы.
Сейчас во многих регионах стоят тёплые зимы. Поставщики тепла (котельные, ТЭЦ) топят по чуть-чуть, а деньги за обогрев вашей квартиры берут такие же, что и в трескучие морозы! Больше всего мы переплачиваем именно за тепло.
Поэтому одна из главных идей реформы ЖКХ – создание конкуренции на рынке коммунальных услуг. Чем больше фирм, тем она острее: все вынуждены бороться за качество и не задирать цены, чтобы договор на управление вашим домом не ушёл к другому. Сегодня доля многоквартирных домов, находящихся под управлением коммерческих организаций, составляет почти 50%. Это в 5,5 раза больше, чем на старте реформы ЖКХ в 2007 году.
 
– Каковы приоритеты реформы отрасли при продлении работы Фонда ЖКХ до 2015 года?

– Если вначале говорили о том, что крыша не должна протекать, дом необходимо держать в тепле, а подъезд – в порядке, то постепенно от латания дыр перешли к пониманию необходимости кардинально улучшить качество жилья.

Источник: http://file-rf.ru/


назад к списку новостей »